Литературная студия Сергея Чернецкого

Творческий форум прозаиков и поэтов города Южного
 
ФорумПорталКалендарьГалереяЧаВоПоискРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Женский детектив

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Сергей Чернецкий
Admin
avatar

Мужчина
Количество сообщений : 1615
Возраст : 55
Географическое положение : город Южный
Работа/Хобби : инженер/ литератор
Дата регистрации : 2007-12-05

СообщениеТема: Женский детектив   Вс 16 Мар 2008, 17:12

Не задушишь, не убьешь http://www.gzt.ru/culture/2004/05/19/042600.html

Обзор женских детективов

История современного женского детектива в России началась в 1995 году, когда появились первые романы Александры Марининой. За прошедшие девять лет этот жанр значительно окреп и сегодня насчитывает сотни авторов. За 2003 год одно лишь издательство «ЭКСМО» выпустило в жанре женского детектива 643 наименования. Сочинены эти опусы 60 писательницами и изданы суммарным тиражом 40 миллионов экземпляров.

Разнообразные упреки в адрес женского детектива раздаются со всех сторон. Говорят, что написаны книги плохим языком, что сюжеты примитивны, истории банальны. Авторов обвиняют в дидактизме и схематизме. Все эти упреки справедливы только отчасти. По сути, Марининой женский детектив начался и ею же закончился. То, что выходило после, скорее можно назвать женскими романами, и детективная интрига в них – только предлог для разговора о главном: о тонкой и загадочной женской душе. Если смотреть на криминальное чтиво с этой точки зрения, то большинство обвинений сразу отпадет.

Конечно, есть и такие замечательные представительницы цеха, как Марина Серова, которая не постеснялась «творчески переработать» фильм Педро Альмодовара «Высокие каблуки». В романе Серовой «Клиент всегда прав» некоторые сцены буквально списаны с фильма вплоть до диалогов. Но большинство книг вполне грамотны и удобочитабельны, некоторые даже не лишены остроумия и любопытного увлекательного сюжетца. В то же время, читая женский детектив, не перестаешь удивляться: каким образом много разных женщин умудряются создавать такие похожие книги.
В одном рассказе Роальда Даля описывается замысловатая машина, способная кропать литературные произведения. При помощи кнопок и рычагов машине можно задать жанр и формат книги, а затем отрегулировать содержание в ней смешного и страшного, романтического и фантастического. Иногда кажется, что такая машина действительно была создана и именно этому чудесному изобретению мы обязаны огромным количеством женских детективов. Таинственная машина организует салат из политики, любви и денег, заправляет это кровавыми сценами и украшает психологизмом. В детективах Татьяны Устиновой все составляющие смешиваются один к одному: предвыборные страсти, жестокие разборки, сцены из жизни миллионеров и, конечно, яркие, интересные, самостоятельные женщины, умеющие думать, «как компьютеры пятого поколения». Прекрасные дамы смотрят Гринуэя, пьют божоле (заметьте, охлажденным) и знают, что если старшую дочь зовут Екатерина Дмитриевна, то младшую непременно надо назвать Дарьей.
Если в салате политики немного убавить, а эрудиции прибавить, получится Полина Дашкова (ее героини читают не «Хождение по мукам», а Ницше и Кьеркегора). Убираем психологизм и эрудицию, поддаем саспенса и фантастических совпадений - и из компьютера вылезает детектив Анны Малышевой. Для любителей «остренького» приготовлена Юлия Шилова. Хотя, возможно, Шилова как раз не из компьютера на свет появилась, поскольку ее романы сложно назвать даже средненькими. Но вопиюще безвкусные книги Шиловой, с нелепейшими героями, абсурдными сюжетами и бесконечными постельными (столовыми, подвальными и пр.) сценами, все же не лишены некоторой привлекательности. Этому автору бесподобно удаются страшилки, притом не компьютерные, а самые настоящие. Из "некомпьютерных" женщин можно также назвать Наталью Андрееву. Роман «Любовь и ирония судьбы» хоть и далек от гениальности, но выгодно выделяется на фоне остальной женской литературы живым языком и неожиданными приемами повествования.
Но вернемся к чудесной машине. Если при печати удерживать кнопку «забавное», из лотка принтера полезет сначала «авантюрный» детектив Поляковой, а затем и многочисленные образчики "иронического".
Главная наследница пани Иоанны - Дарья Донцова - весьма плодовитая писательница, обладающая мопсом (или даже несколькими) и мужем – деканом психологического факультета МГУ. В романах Донцовой обычно какая-нибудь несуразная женщина мечется по белу свету в поисках разгадки очередной тайны или охотится за сюжетом для новой книжки. Героиня доставляет массу неприятностей себе и окружающим и несколько раз за роман чудом избегает смерти. В перерывах между смертельными опасностями она покупает электрическую плитку, решает бытовые проблемы, выясняет отношения с мужем и болтает с подругами. Донцова плюс много красивых мужчин дает на выходе Галину Куликову, которая уже совсем неприлично похожа на Хмелевскую. Видимо, заметив эту опасность, писательница Людмила Милевская стала действовать путем вычитания мужчин из Донцовой. В романе «Пять рассерженных жен» (не стоит их путать с «8 женщинами», хотя общего много) все основные партии принадлежат дамам, а главный мужчина долгое время исполняет роль трупа.

Автор Люся Лютикова вместо экспериментов с соотношением полов вкрапляет в иронический детектив сборник полезных советов: как похудеть, как приготовить курицу в пиве, рекомендации по устройству на работу и предостережения против мошенников.
Немного в стороне от всего этого иронического буйства находится Наталья Александрова. Ее серия про «виртуозов легкой наживы» довольно занятна. Главные персонажи – Маркиз и Лола – мошенники, проворачивающие крупные аферы и вечно влипающие в еще более крупные неприятности. Хотели украсть картину Рубенса, а вляпались в международное дело с участием спецслужб. Хотели помочь человеку найти родственников, а оказались пешками в чужой игре.

Наконец, Елена Басманова предпринимает отчаянно смелый опыт, скрестив Донцову с Акуниным. В итоге получается «иронический ретродетектив», в котором благородная барышня разъезжает по Петербургу начала ХХ века в поисках приключений на свою голову.
Самое любопытное, что программа, кропающая детективы, вряд ли была создана женщиной. Порой кажется, что женский детектив – это настоящая диверсия. Представьте себе даму средних лет, которая по ошибке приходит к выводу, что ее подруга находится в руках злодеев. Что она, по-вашему, предпринимает, дабы спасти приятельницу? Думаете, обращается за помощью к мужу, работающему в органах? Нет, она начинает частное расследование, которое в итоге занимает несколько дней и постоянно прерывается ради решения разных бытовых проблем, поскольку от всех окружающих хранится в тайне. За это время подружка, окажись она в действительной опасности, давно бы уже превратилась в труп. Но героиня Донцовой не слишком волнуется, а упорно гнет свою линию. Вот и гадай, цинизм это или беспросветная тупость. Самый закоренелый женоненавистник не сумел бы так ярко изобразить женскую истеричность, взбалмошность, невероятно завышенную самооценку, патологическое отсутствие логики в поступках, болезненную зацикленность на мужчинах и собственной внешности, откровенную беспринципность - все эти черты изобилуют у героинь женских романов. Одна из-за несчастной любви на панель идет, другая, переживая уход мужа, бросается в постель к первому встречному, третья оказывается настолько беспомощной, что не может без денег добраться из одного города в другой.
Что же за тайна скрывается за фасадом женского детектива? Боюсь, у этой истории не будет фантастически прекрасного финала, в котором из потайной комнаты появится злобный женоненавистник-марсианин, нажимавший на кнопки чудо-машины и производивший горы странной литературы в целях зомбирования женской половины человечества. Наверное, все проще и печальнее: детективы пишутся не слишком талантливыми и добросовестными женщинами, которые самозабвенно кропают одинаковую литературу, даже не задумываясь, какая порой скучная глупость получается.19.05.2004 / Мария Терещенко
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://literary-studio.profiforum.ru
 
Женский детектив
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Литературная студия Сергея Чернецкого :: Школа начинающих талантов :: Класс Прозы-
Перейти: