Литературная студия Сергея Чернецкого

Творческий форум прозаиков и поэтов города Южного
 
ФорумПорталКалендарьГалереяЧаВоПоискРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Мастер-класс. Генри Лайон Олди о романе

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Сергей Чернецкий
Admin
avatar

Мужчина
Количество сообщений : 1615
Возраст : 55
Географическое положение : город Южный
Работа/Хобби : инженер/ литератор
Дата регистрации : 2007-12-05

СообщениеТема: Мастер-класс. Генри Лайон Олди о романе   Вт 18 Мар 2008, 10:37

Тема нашей статьи — роман. Роман как жанр, единство формы и содержания; его особенности, отличия от других эпических жанров — например, эпопеи. Точно так же, как и роман, литературными жанрами являются повесть, рассказ, эссе и пр. У каждого из них есть свои отличительные черты. Во всяком случае, это утверждает классическая теория жанров, которой мы придерживаемся.
Дальше начинается более подробная внутрижанровая типология. Роман по методу, по набору приемов, использованных писателем в работе, может быть фантастический, сюрреалистический, детективный, исторический, производственный и так далее. Плюс всяческие стыки упомянутых методов и направлений, которые дают разнообразные комбинации. Хотите пример? — возьмем бокал вина. Бокал в данном случае — жанровая форма романа, которую можно наполнить содержанием, разным по целому букету характеристик — сухим красным «Каберне», сухим крепким хересом «Амонтильядо», десертным «Мускатом белым Красного камня», то есть винами с разными оттенками вкуса — фантастическим, историческим, производственным...
А для коньяка извольте взять бокал другой формы.
И водку — из рюмки.
В принципе, совокупность внутрижанровой типологии дает нам соотношение метода и жанра. Они соотносятся между собой, как резец и статуэтка, как инструмент, которым пользуется в данном случае писатель, — и конечный результат применения инструментария. Я могу, вырезая статуэтку, применить специальный резец, или, грубо говоря, стамеску, надфиль, нож... Инструмент, которым я пользуюсь, — метод. Статуэтка, которая у меня получается, — жанр.
При этом отметим: объем текста решающего значения не имеет.
Жанровые отличия романа, исходя из его размеров, придумали «кляті ляхи», а точнее, устроители конвентов. В свое время они, чтобы хоть как-то распределять тексты по номинациям, ввели ограничения:

до двух авторских листов — рассказ,
от двух до восьми листов — повесть,
от восьми авторских листов и выше — роман.
( Авторский лист - 40 тыс. знаков с пробелами. Прим. Админ.)

Это упрощает составление номинаций, но к литературе не имеет ни малейшего отношения.
«Собор Парижской Богоматери» — роман. «Евгений Онегин» — роман. Сравните их объемы — рядом не лежали. Если далеко не ходить и взять наше скромное творчество (не тревожа великие тени Гюго и Пушкина), то «Черный Баламут» — роман, и «Живущий в последний раз» — роман. Сравните: четыре с небольшим авторских листа и шестьдесят авторских листов. В то же время шеститомный сериал или эпопея романом не являются: это тоже придумали на конвентах, чтобы как-то ее позиционировать при номинировании.
Эпопея — отдельный, особый жанр. И отличается от романа, в частности, тем, что роман связан с интересом к частной жизни отдельных личностей, а эпопея рассматривает жизнь в национально-исторических масштабах. Да, бывает смешанный жанр: роман-эпопея. Но он заслуживает отдельного разговора.
А мы сегодня говорим о романе.
И о том, что роман — жанр эпический
Три вида искусства по Аристотелю — эпос, лирика и драма. Эпос имеет свои законы и свои жанры, которые позволяют реализовать эпичность. При этом хочется подчеркнуть, что жанры в лирике или в драматическом искусстве — другие. Знаете, какие жанры в театре? — совершенно верно: комедия, трагедия, драма и так далее.
Да, сразу же хотелось бы оговориться, что мы не претендуем на абсолютно точное следование канонам литературоведения, классического или неклассического. Мы излагаем свою позицию, свое ви'дение проблемы, свое видение жанра романа. А теперь давайте по пунктам, которые мы для себя тезисно выделяем, как специфические признаки романа.

Генри Лайон Олди — харьковский писатель и публицист, творческий тандем Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. Соавторы пишут фантастику с 1990 года. Широко известны книгами «Герой должен быть один», «Путь меча», «Черный Баламут», «Я возьму сам», «Нопэрапон», «Одиссей, сын Лаэрта», «Ойкумена». Часто работают вместе с Андреем Валентиновым и супругами Дяченко: втроем и впятером созданы «Нам здесь жить», «Тирмен», «Рубеж», «Пентакль». С 1999 года Дмитрий Громов и Олег Ладыженский входят в число организаторов самого зрелищного на постсоветском пространстве фантастического конвента «Звездный мост». Генри Лайон Олди много работает с начинающими писателями: ведет творческую мастерскую «Второй блин», устраивает на конвентах профильные семинары, лекции и мастер-классы, публикуется в периодической печати. Предлагаемый вниманию читателя текст — запись выступления соавторов на семинаре молодых писателей, прошедшем в рамках «Звездного моста» в 2006 году.
http://www.mirf.ru/Articles/art2068.htm
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://literary-studio.profiforum.ru
 
Мастер-класс. Генри Лайон Олди о романе
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Литературная студия Сергея Чернецкого :: Школа начинающих талантов :: Учительская-
Перейти: