Литературная студия Сергея Чернецкого

Творческий форум прозаиков и поэтов города Южного
 
ФорумПорталКалендарьГалереяЧаВоПоискРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Культурология.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Сергей Чернецкий
Admin
avatar

Мужчина
Количество сообщений : 1615
Возраст : 55
Географическое положение : город Южный
Работа/Хобби : инженер/ литератор
Дата регистрации : 2007-12-05

СообщениеТема: Культурология.   Вт 24 Июн 2008, 16:04

В современных гуманитарных науках существует много концепций культуры, основанных на различных сферах социальной деятельности человека.
Есть теории с политическим, психологическим, культурологическим, религиозным концептом. В контексте данной статьи нас интересуют теории, постулирующие информационную сущность культуры. Среди основоположников такою взгляда на культуру можно назвать американских философов и социологов Д. Белла («грядущее постиндустриальное общество Опыт социального прогнозирования) и А .Тоффлера («Шок будущего». «Третья волна и др) французского социолога
Р. Арона («Восемнадцать . лекций об индустриальном обще¬стве»), канадского философа и социолога, теорети¬ка коммуникационных технологий М. Маклюэна («Галактика Гуттенберга», «Понимание медиа», «Город как аудитория»),

По Тоффлеру, развитие культуры идет не линейно, а волнообразно.
Четыре сферы — техно -, социо-, инфо- и психосфера — влияют на формирование культуры, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет именно техносфера. Когда определенное количество технологических знаний накапливается, они вызывают переворот в образе мыслей, а затем и в образе жизни. Характер новых технологий и определяет тип возникающей цивилизации.

М. Маклюэн в центр своей концепции общества ставит способ коммуникации, тип средств общения данной культуры (под средствами общения он понимает
не только язык и письменность, но и средства связи, компьютерные технологии, науку, а также все культурные явления, так или иначе ведущие к коммуникации людей). Совокупность способов коммуникации порождает специфический социо-культурный мир, в который погружен человек данной исторической эпохи. Информация является импульсом для развития культуры. Одна из существенных характеристик человека — умение получать знания из информации.
Средства получения, обработки и хранения информации -- фактор, непосредственно влияющий на культурогенез, определяющий характер и пути развития культуры. Именно выработка новых знаний и аккумулирование их в культуре является толчком к ее дальнейшему развитию. Объем доступной информации определяет место человека в мире, его возможности в преобразовании окружающей среды. С, другой стороны, существующие технологии влияют на то, какой объем информации доступен человеку. Иными словами, новые технологии порождают новые формы культуры. если исходить из информационно-технологического подхода к эволюции культуры, то изобретение алфавита и переход от устной культуры к письменности, несомненно, являло собой великую информационную революцию, на тысячелетия определившую ход дальнейшего развития человечества.

Каждая такая смена форм передачи и обработки информации вызывала радикальные изменения в сознании людей.
Во-первых, это возникновение устной речи, породившее первобытную культуру.
Второй переломный момент изобретение письменности, принесшей с собой новые культурные формы и общественные структуры, в том числе образование государств,
Третья революция - книгопечатание; печатный станок не только может служить символом зарождения индустриального общества, но и радикально
изменил глубину и объем доступных знании.
Четвертая глубокая трансформация информационных технологий — это последовавшая за открытием электричества волна электронных средств передачи информации: телефон, телеграф, радио, телевидение,новшества в сфере полиграфии.
Разрыв между четвертой и пятой революциями выражен не столь четко, ибо электронная революция плавно перетекла в революцию компьютерную: микропроцессорная техника, мобильные телефоны, персональные компьютеры и порожденная ими всемирная сеть Интернет обрушили на пас лавину информации, практически уничтожив пространственные преграды и расстояния.

При всей разнородности и разномасштабности вышеупомянутых революций представляется возможным говорить о некоторых общих для них критериях: доминирующий сенсорный мир, интерактивность, линейность и дискретность.
На их основе устную культуру можно определить - как аудиальную, нелинейную, и дискретную;
письменную и печатную культуры — как визуальные, линейные, неинтерактивные и непрерывные;
эпоху электронных средств связи - как аудио-визуальную, нелинейную, неинтерактивую и дискретную;
компьютерную эпоху - - как мультисенсорную, нелинейную, интерактивную и дискретную.


Попытаемся в общих чертах обосновать предложенную классификацию на основе концепции Маклюэна, согласно которой в разные культурно- исторические эпохи доминантными в области коммуникации являются различные органы чувств либо их сочетания.

Так, культуры устной речи активно используют нее органы чувств — мир человека воспринимается к своей целостности. Однако для передачи накоп¬ленного культурного опыта используется прежде всего слух. Преобладание речевой коммуникации способствовало синкретичности первобытных племен, слиянию индивида и племени.

Письменную и печатную культуру Маклюэн характеризует как «культуру зрения». Новая форма воспроизведения информации ориентирована прежде всего на зрительное восприятие, причем на восприятие индивидуальное. Аудио-органическое единство общества разрушается, его меняет механическое псевдоединство визуальной культуры. Если раньше наиболее ценный культурный опыт жил в сознании самих носителей культуры, то к письменную эпоху происходит их разделение. Написанное или напечатанное становится ценностью само по себе, аккумулируя в себе наиболее важные достижения культуры. Краткой характеристикой письменной и печатной эпох может служить фраза: «Мысль не просто изреченная, но записанная есть истина» .

Эпоха электрических средств коммуникации характеризуется синтезом различных способов коммуникации. Телевидение (наиболее распространенное изобретение четвертой информационной эпохи) соединяет зрительные и слуховые образы. Современные мультимедийные технологии задействуют одновременно все органы чувств, создавая эффект полного присутствия, вовлеченности в происходящее. Интернет как квинтэссенция компьютерных средств общения соединяет в себе письменную коммуникацию и аудио-визуальные средства общения.

Мы строим свою жизнь согласно законам логики, гордимся аналитическими способностями нашего разума, умением выстраивать причинно-следственные связи и делать выводы. Нам кажется, что это изначально присущие человеку способности. Однако абстрактные формы логики западной цивилизации - это порождение печатной эпохи. Линейность - это свойство мышления человека письменно-печатной эпох, господствовавшее в классической науке, философии, литературе и создавшее привычные нам формы традиционного знания. Мыслить линейно означает мыслить одновекторно. Основными чертами такого мышления являются непрерывность, последовательность и повторяемость.

Мифологический мир первобытных культур не знает логики, точнее, он обладает своей собственной, принес не только изменения в формах искусства, политики и экономики. Он вызвал глубокие изменения в сознании человечества, породил линейные формы мышления, которые были бы немыслимы без письменности. Рациональность уничтожает сопричастность всего всему, отчуждает человека от мира, порождая замкнутую на себе индивидуальность. Линии-строчки печатного текста рождают такие же линии-мысли рассуждений, одновекторное мышление, создает идею эволюции как равномерного движения от простого к сложному, идеи непрерывного продвижения: в избранном направлении и в конечном счете прогресса.

Устная речь обладает временным измерением. Создаваемое ею акустическое пространство зыбко и призрачно, оно связано с непосредственной ситуацией говорения. Умолкает речь — и пространство исчезает. Письмо же имеет четкое пространственное измерение. Мы пропустили момент рождения текста и видим его уже в застывшей форме. Зафиксированный таким образом текст может существоватъ неограниченное количество времени в своем собственном мире, но это одномерный мир визуального восприятия.

Телевидение и особенно компьютерные технологии снова возвращают человеку целостное восприятие — мультимедийные технологии задействуют одновременно звук, визуальные эффекты, в перспективе даже обонятельные и тактильные. Современное искусство зачастую погружает человека в мир, лишенный причины и следствия, в котором, не действуют законы логики. Современные технологии позволяют создать виртуальные реальности, в которых возможно абсолютно все.
Здесь важно отметить существенное отличие между телевидением и компьютерным общением.

Телевидение ориентировано исключительно на образ и звук. Компьютер, и Интернет в частности, возвращает нас к тексту. Компьютерная коммуникация в большей степени невербальная, письменная. Однако электронный текст, к отличие от письменно-печатного — одномерного и линейного — подвижен и многослоен. Он не имеет границ и четко зафиксированной структуры, не всегда подчинен причинно-следственным связям.

Электронный текст представляет собой синтез двух типов коммуникации. Он имеет и пространственное измерение, и временное. В меньшей степени это касается электронных версий классических текстов (электронные библиотеки) — хотя такие тексты более подвержены изменениям, чем их бумажный вариант. Читатель волен изменять, дополнять их ссылками, заметками, вырезать ненужные фрагменты и модифицировать в соответствии со своими нуждами. Таким образом, эти тексты начинают жить своей жизнью непосредственно в момент прочтения.

Однако в наиболее полной мере специфика электронных текстов проявляется в текстах «живого» электронного общения — в форумах, конференциях, чатах. Разговор происходит практически в реальном времени, авторы и читатели становятся собеседниками, Это живой текст, воспринимаемый в момент говорения. И в то же время создается определенное пространство данного текста, которое не похоже на зыбкое акустическое пространство разговора, устной речи. Электронные диалоги зафиксированы в памяти компьютеров, к ним всегда можно вернуться, вспомнить, процитировать. Хотя электронный текст представляет собой комбинацию знаков и символов, он воспринимается как живое говорение; различные способы форматирования текста дают большие возможности невербально оформить сообщения — создать нужное настроение и эмоциональный фон (текстовые и графические «смайлики» выражают чувства хоть и менее выразительно, чем мимика и голос, однако способны придать электронному общению эмоциональность и «человечность»).
Входя в чат, например, новый участник видит перед собой не просто зафиксированный текст с определенным количеством информации, перед ним открывается виртуальный мир со своим собственным пространством и временем, со своими законами, своими жителями, и каждый из находящихся в этом мире становится его сотворцом. Здесь нет автора и читателей, рассказчика и слушателей.


Последний раз редактировалось: Сергей Чернецкий (Вт 24 Июн 2008, 16:52), всего редактировалось 5 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://literary-studio.profiforum.ru
Сергей Чернецкий
Admin
avatar

Мужчина
Количество сообщений : 1615
Возраст : 55
Географическое положение : город Южный
Работа/Хобби : инженер/ литератор
Дата регистрации : 2007-12-05

СообщениеТема: Культурология   Вт 24 Июн 2008, 16:07

В устных культурах зиянием не владеют, его представляют. Если письменная культура, как и пе¬чатная, ориентирована на единичные, уникальные факты, достойные сохранения для истории, то для устных культур ценность представляло знание уни¬версальное, повторяемое, «природное». Жизненно необходимые практические знания сохранялись не в набора абстрактных идей и теорий, они пе¬редавались от учителя ученику.
Теоретические же зияния — необходимое ядро культуры, содержащее основ¬ные ценности, представления о социальном поряд¬ке, нормы поведения — были облечено в мифологи¬ческие формы.
Но мифология — это не линейно организован¬ный сборник текстов; скорее это множество тек¬стов-фрагментов, содержащих определенный объем информации об окружающем мире. Начиная рас¬сказ, жрец (будем так условно называть фигуру, обя¬занностью которой было хранить и передавать от поколения к поколению базовый набор культурных ценностей) не пересказывал дословно заученный текст, а начинал сложную и нелинейную игру с бо¬гатым набором сюжетов и тем: подчиняя их задан¬ному ритму, он вовлекал слушателей в представле¬ние, где зияния как бы переживались всеми присут¬ствующими. Такой текст устной культуры отли¬чается от письменного или печатного текста, кото¬рый представляет собой некоторый объем инфор¬мации, предварительно скомпонованной, упорядо¬ченной определенным об разом и зафиксированной на материальном носителе, В дальнейшем его мож¬но цитировать, переводить на другие носители, ко¬пировать, но не изменять. Рассказ же устной куль¬туры является одновременно и актом передачи, со¬хранения, и актом творчества. 15 бесписьменной культуре не существует фиксированного эталона, с которым можно было бы сверять вновь созданное повествование. Представление-творчество в тесном контакте с аудиторией позволяло, сохраняя основ¬ные культурные традиции, изменять нюансы и ак¬центы, чтобы соответствовать требованиям совре¬менности. С развитием культуры развивались и мифы, вбирая в себя новые необходимые для куль¬туры знания. В устных культурах не было «мертво¬го» знания, устаревшая информация не хранилась.
Иными словами, устное зияние дискретно. Не сущеставовало единою комплекса знаний. Фиксиро¬ванный набор архетипов, тем, образцов являл собой сеть знаний, ил которых жрецы и рассказчики ткали полотно своего повествования, перебирая и ком¬бинируя сюжеты, как кусочки мозаики. В отличие от них, тексты традиционной письменной и печат¬ной культур недискретны. Это свойство тесно свя¬зано наличием линейных причинно-следственных связей - изъятие какого-либо фрагмента ведет к разрушению логической цепочки, к частичной или полной утрате смысла первоначального текста. Это относится и к теоретическому знанию, и к класси¬ческой художественной литературе.
Интересно, что при описании устной культуры возник образ сети. Современная глобальная инфор¬мационная Сеть — Интернет - построены сходным образом; исследуя ту или иную тему, можно пере¬прыгивать по гиперссылкам от одного электрон¬ного документа к другому, нанизывая кусочки ин¬формации, путешествуя по бескрайнему информа¬ционному пространству. Расстояние между началь¬ным и конечным пунктом (если таковой имеется) можно преодолеть сотнями различных способов. Выбор пути зависит исключительно от интересов исследователя, от того, на какую из многочислен¬ных ссылок он обратил внимание. Текст как бы вза¬имодействует со своим читателем, побуждает его активно откликаться на содержание электронно¬го сообщения.
Электронные тексты коренным образом отлича¬ются от зафиксированного на материальном носи¬теле печатного текста. Отдельный текст больше не предстает перед нами как единое, завершенное и не¬прикосновенное целое; он лишь дискретная едини¬ца в огромном электронном пространстве глобаль¬ного гипертекста — поля информации, идей, теорий, фактов. Электронный текст будто специально при¬способлен для копирования, комбинирования, цити¬рования. Мы как бы снова возвращаемся к повество¬ванию-творчеству устной культуры. Создание элект¬ронного текста из мозаики уже существующих фраз, обороток, цитат аналогично собиранию устною передающиеся из хранящихся в памяти культуры мотивов и сюжетов. Напрасно обвиняют постмодернистское искусство, литературу в частности, в том, что она не создает ничего нового, а лишь играет с цитатами. Принцип интсртекстуальности — характерная черта как современной электронной, так и древней устной культуры — подчеркивает, что оригинальность при¬суща не столько индивидуальному творчеству новых, ранее не су шествовавших текстов, сколько созданию цельной, гармоничной композиции из уже существу¬ющих фрагментов.
Радио и телепрограммы построены на серийно¬сти, мозаичности, коллаже. Такой их характер обус¬ловливает и способ просмотра телепрограмм: щел¬чки пульта дистанционного управления создают бес¬конечную череду дискретных фрагментов. «Телезри¬тель становится «кликающим человеком», инди¬вид становится неспособным воспринять длинные нити мыслей, его «клиповое» сознание настроено на короткие, но запоминающиеся фрагменты инфор¬мации»
Одна из основных черт электронных текстов компьютерной эпохи — и н теракт явность. Это способность «читателя» (в широком смысле как че¬ловека, вовлеченного в коммуникацию) активно участвовать в процессе получения информации, ока¬зывать обратное влияние на текст и других участ¬ников диалога.
Устная речь интерактивна, она дает свободу вы¬бора участников коммуникации, общение предпо¬лагает одновременность действия и реакции, адрес¬ность сообщения, то есть направленность на опре¬деленного индивида или группу людей. Мифологи¬ческие сюжеты, передаваемые жрецом, подбира¬лись не произвольно: рассказ был ориентирован па интересы и нужды конкретной аудитории; слуша¬тели влияли на выбор темы и форму передачи ин¬формации; с развитием потребностей общества возрастали сложность и многообразие мифов.
Тексты четвертой информационной эпохи — ра¬дио- и телепрограммы — неинтерактивны, гак же как письменные и печатные тексты. Читатель письмен¬ных и печатных текстов пассивен. Его рефлексия оп¬ределяется посылом, заключенным в книге. Это об¬щение монологично, хотя иногда присутствует внут¬ренний диалог читателя и героя, читателя с самим собой. Потребителю радиопередач и телепрограмм предлагается готовый набор тем и сюжетов; он во¬лен выбирать из уже существующих вариантов, но не способен создавать новые. Умберто Эко сказал по этому поводу: «Часто мне думается, что в ближайшем будущем наше общество расщепится — или уже рас¬щепилось — на два класса: тех, кто смотрит только телевидение, то есть получает готовые образы и го¬товое суждение о мире, без права критического от¬бора получаемой информации, и тех, кто смотрит на экран компьютера, то есть тех, кто способен отби¬рать и обрабатывать информацию»
Участие в прямом эфире часто происходит по¬средством сообщений, чатов на сайгах радио¬станций, то есть с помощью компьютерных муль¬тимедийных технологий. Сама же природа средств коммуникации четвертой информационной эпохи неинтерактивна.
Наиболее ярко интерактивностъ электронного текста иллюстрируется на примере гипертекста. В нем с наибольшей наглядностью представлены так¬же принципы нелинейности, дискретности, свобод¬ного выбора. Процесс чтения гипертекста поначалу сбивает с толку людей, привыкших получать инфор¬мацию линейно, читающих книги от первой стра¬ницы до последней. Специфика электронного тек¬ста открывает широкие возможности для экспери¬ментов в области литературы: из пассивного потре¬бителя читатель становится активным соавтором. Выбирая точки перехода от одного фрагмента к дру¬гому, читатель становится как бы соавтором или творцом собственного текста.
Компьютерные технологии изменили отноше¬ние к процессу творчества и получения знаний. Ста¬ло очевидным, что индивидуальное творчество в чи¬стом виде невозможно. Теоретическую основу под это положение подвели представители постмодер¬нистской теории литературы, философии языка, со¬циальной психологии. Контекстуальность, один из терминов постструктуралистской философии, выш¬ла за пределы теории и стала одним из определяю¬щих принципов культуры пост-Гутгенберговой эпо¬хи. Рассмотрение конкретного события, текста, лич¬ности как обособленного целого, изолированного от всеобщего контекста, ошибочно. Мы не можем вжи-вую вырывать отдельную часть из потока жизни со всеми ее разнообразными связями и требовать, что¬бы эта часть полноценно и адекватно функциони¬ровала. Диана Крейн к сю ем исследовании «Незри¬мые коллеги» подчеркивает, что идея окамене¬лого печатного знания, изолированного от своих творцов, лишенного межличностных связей своих создателей, противоречит всему опыту функциони¬рования современной культуры. Новая информа¬ция, творчество возникает при пересечении, обме¬не, коммуникации индивидуальностей, само поня¬тие индивидуального владения информацией теря¬ет смысл, вновь заменяется идеей коллективного знания. Почему вновь? Потому что коллективная форма знания присуща дописьменным культурам.
Электронные технологии, направленные на ком¬муникацию, интерактивиость, коллективное твор¬чество, сноса возвращают ошву свободу и самоцен¬ность, лишая его автора — типичной фигуры письменно-печатной культуры.
Вся система рационального знания европейской цивилизации основана на письменности. Ломимо развития самосознания, абстрактно-рационального и линейного мышления, крайне важным следстви¬ем стало разделение текста и формы его представ¬ления. С появлением алфавита ядро культуры хра¬нится в застывшем, зафиксированном виде вне но¬сителей самой культуры. Универсальным, базовым знаниям перестало грозить забвение, и на первый план вышло требование оригинальности, неповто¬римости, единичности.
Типографский станок сделал слово предметом потребления. Появилось авторское право, право ча¬стной собственности на слово. Быть автором текста, идеи становится почетом. То, что на любую идею, закон, теорию можно повесить ярлычок авторства, породило представление о личности-творце, гении, творящем в одиночестве, обращенном в свой внут¬ренний мир. Символически этот миф воплощается, в частности, и фигуре лауреата Нобелевской пре¬мии — гения, сотворившего то, что не сотворил ник-то до него.
Однако печатный текст, «писаная истина» не со¬ответствуют нынешней скорости жизни. Самая опе¬ративная разновидность печати — СМИ — хотя и стремится держать руку на пульсе жизни, не может соперничать с электронными газетами и журнала¬ми в скорости подачи информации, получения от¬клика читателей, не говоря у же о том, что печатные газеты уступают электронным в тираже и наличии затрат па печать и доставку.
Структуре современного мира с его динамично¬стью, мобильностью, готовностью ежеминутно ме¬няться гораздо более адекватен текст электронный. Понятие индивидуального авторства уходит на вто¬рой план. Благодаря широкому распространению персональных компьютеров и доступности сети Интернет, такие понятия, как контекст, гипертекст, просто хаотичны, они находятся в постоянном со¬стоянии реорганизации. Они создают сложные фор¬мы, которые распадаются через некоторое время, чтобы создать новые смысловые конфигурации. Подобно повествованиям бесписьменных культур, электронный текст никогда не устаревает.
Таким образом, современная компьютерная культура в определенном смысле и несколько пара¬доксальным па первый взгляд образом является син¬тезом устной и письменной традиций. Она имеет гораздо больше черт, сходных с дописьменными культурами, чем это может показаться на первый взгляд. Однако столетия господства пера и печатно¬го станка привили новые ценностные ориентации и глубоко трансформировали сознание человечества.
Компьютерная коммуникативная среда основа¬на в большой степени на тексте. Подобно печатным, электронные тексты зафиксированы во времени и пространстве, они доступны для тиражирования, цитирования, архивирования и пр. В то же время электронные тексты открыты для изменений; если, говоря об электронных текстах, иметь в виду чаты и форумы, то для них характерна одновременность восприятия сообщения многими людьми, незамед¬лительная реакция на послание. Общение в чате — это аналог разговора, живой речи, а не чтение пос¬ледних новостей. И все же это живой разговор, ос¬нованный на текстовой коммуникации. Устные и письменные аспекты компьютерной коммуника¬ции слиты в единое целое.
Конечно, не стоит спешить с выводами о том, что книгопечатание изжило себя. Это не так. Речь идет о том, что с возникновением компьютерных техно¬логий книгопечатание перестает быть главенствую¬щей формой обмена и храпения информации. Пе¬чатные книги перемещаются в сферу досуга и раз¬влечений, потому что новейшей информацией в об¬ласти науки, политики, экономики удобнее и быст¬рее обмениваться с помощью конференций и библиотек, электронные форумы и дискуссии свя¬зывают людей со всего мира без затрат времени и средств на поездки и организацию мероприятий.
Хотя компьютерные технологии, в частности, Интернет популярны и относительно доступны ши¬роким массам, далеко не все люди затронуты пере¬менами, произошедшими в последние десятилетия.
Можно лишь отметить, что и рукописные свитки, и печатные книги, как и первые телефоны, радио и телевизоры сперва затрагивали тонкую прослойку общества — элиту, наиболее обеспеченных и обра¬зованных людей. Изменения в сознании масс про¬исходят гораздо медленнее. И сегодня существуют культуры, практически незнакомые с печатной кни¬гой. Но если говорить о культурном мэйнстриме, он неразрывно связан с компьютерами, электронной коммуникацией. Компьютерная эпоха вступила в свои права, и понять порождаемые ею новые фор¬мы культурной коммуникации можно, лишь изучив внутреннюю логику Интернет-среды.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://literary-studio.profiforum.ru
 
Культурология.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Литературная студия Сергея Чернецкого :: Творческие темы :: Литературно-поэтический салон-
Перейти: